Психология эффективной работы в медицине

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психология эффективной работы в медицине » Теоретический материал » Первая производственная практика


Первая производственная практика

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Т.к. человек является био-психо-социальным существом, опредление здоровья как  состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946) вполне логично.
И так же логично, что каждый медицинский работник, улучшая физическую составляющую здоровья пациента таким образом положительно влияет и на другие стороны здоровья.
Пример: избавившись от физической боли человек чувтсвует себя хорошо, у него улучшается настроение и он становится полноправным и активным участником социальных процессов (работа, семья). При этом,  медицинский работник может в процессе лечения физического недуга ухыудшить психологическое благополучие (хамство со стороны медработника), что допускать категорически нельзя.

http://forumuploads.ru/uploads/001a/c8/84/2/t423496.jpg

Матвей Яковлевич Мудров (1776, Вологда — 1831, Санкт-Петербург) — один из основателей русской терапевтической школы, первый директор медицинского факультета Московского университета. Впервые в России он ввел опрос больного и составление истории болезней, разработал схему клинического исследования больного и т.д.

Однажды он сказал своим студентам «Вам же, друзья мои, еще чаще и громче буду всегда повторять одно и то же, что не должно лечить болезнь по одному только ее имени, не должно лечить и самой болезни, для которой часто и названия не находим, не должно лечить и причин болезни, которые часто ни нам, ни больным, ни окружающим не известны, ибо давно уже удалились от больного и не могут быть устранены, должно лечить самого больного, его состав, его органы, его силы. Вот тайна моего лечения, которую приношу вам в дар».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА: согласны ли Вы с Мудровым?

Так же следует не путать 2 понятия:
Состояние здоровья — истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра.
Самочувствие — субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья.

Деятельность каждого медработника осуществляется на 4-х уровнях:
1.мотивационный - то, для чего человек работает в медецине (желание помогать людям, желание иметь престижную профессию и т.п.)
2.когнитивный - то, с какими профессиональными знаниями человек приступает к своей работе
3.эмоциональный - какие эмоции сопровождают его в процессе общения с пациентами, его уровень эмпатии, милосердие и т.п.
4.действенный - умение выполнять свои профессиональные обязанности (перевязки, инъекции и .т.п)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА:
Если взять успешность именно Вашей деятельности, как бы Вы распределили по процентам свой потенциал в этих уровнях?
Пример:
1.мотивационный - 35%
2.когнитивный - 20%
3.эмоциональный - 30%
4.действенный - 15%

Вполне естественно, что молодым специалистам бывает страшно в начале своей профессиональной деятельности. Это вполне нормально.
Страх — это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни для индивида.

Страхи бывают разные.
http://forumuploads.ru/uploads/001a/c8/84/2/t951626.png

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА:
Посмотрите на схему страхов и ответьте себе: какие страхи Вам присущи? как Вы можете с ними совладать? кто Вам в этом может помочь?

Всегда надо помнить, что не смотря на то, что медик должен быть объективен, его так же могутостанавливать Психологические барьеры общения
Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.   

Так же коммуникационные барьеры бывают:
Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Как эти барьеры преодолеть?

Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.
Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.
Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.
Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.
Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.
Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.
В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.
Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.
Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.
В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.
Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.
В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.

Иногда возникают барьры, т.к. мы или наш собеседник пытается отгородится, т.к нарушена личная социальная зона.
http://forumuploads.ru/uploads/001a/c8/84/2/t720908.jpg
Если чувствуете дискомфорт при общение или видите, что собеседник начинает выказывать беспокойство, попробуйте от него немного отдалиться.

Процесс переживания ситуации болезни имеет несколько закономерных этапов, имеющих разную эмоциональную и когнитивную составляющую. Каждый из этих этапов диктует необходимость организации взаимодействия с пациентом соответственно этим особенностям, поэтому понимание фаз переживания болезни является важным инструментом налаживания контакта в системе взаимодействия с больным человеком.
Данные фазы проходит не только пациент, но и те его родственники, жизнь которых с наступлением болезни изменится (особенно ухаживающие за малоподвижным пациентом родственники). И в зависимости от фазы, в которой пребывает человек, будет различная мотивация к лечению и уходу, настроение, стремление сотрудничать с медицинскими работниками.

http://forumuploads.ru/uploads/001a/c8/84/2/t36368.jpg

Надо отметить, что третья стадия (торг) характерна только для серьезных, смертельных (например, онкология) заболеваний.

1. Фаза отрицания заболевания. Она очень типична: человек не верит, что у него есть потенциально смертельная болезнь. Больной начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается в больницу. В этой ситуации нужно эмоционально поддержать человека, но не нужно менять эту установку, пока она не мешает лечению.

Однако в переживаниях больного ситуация кризиса остается, хотя и вытесняется в подсознание. Извечный ход спасительной мысли о врачебной ошибке, о возможности нахождения чудотворных лекарств или целителя дает передышку простреленной психике, но в то же время в клинической картине начинают возникать проекции прошлого, эквиваленты кризисной ситуации, которая переживалась пациентом когда-либо раньше. И нарушения сна со страхом уснуть и не проснуться, и страх темноты и одиночества, и явления во сне «покойников», и воспоминания войны, ситуаций угрозы жизни, — все нередко пронизано одним — психологическим переживанием умирания.

2. Фаза протеста или дисфорическая фаза. Характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: «Почему это случилось именно со мной?» «Как это могло произойти?». В этом случае необходимо дать больному выговориться, высказать все свои обиды, негодование, страхи, переживания, представить ему позитивную картину будущего.

Полученная ранее информация о состоянии здоровья признается и личность реагирует поиском причины и виноватых. Не стоит забывать, что агрессиячасто является реакцией, скрывающей в себе аффект страха. Тем не менее результаты ее нередко могут быть крайне драматичными. Один наш больной ослепил врача, которого обвинил в том, что тот «проглядел диагноз». Протест против судьбы, негодование на обстоятельства, ненависть к тем, кто, возможно, явился причиной болезни, — все это выплескивается или каким-то образом должно быть выплеснуто наружу. Позиция врача или сестры — принять этот выплеск на себя из милосердия к пациенту. Мы должны помнить, что агрессия, не находящая объекта вовне, обращается на себя и может иметь разрушительные последствия в виде самоубийства. Больной не должен оставаться один, пока не выплеснет свой эмоции.

3. Фаза торга или аутосуггестивная. Для этой стадии характерны попытки «выторговать» как можно больше времени жизни у самых разных инстанций, резкое сужение жизненного горизонта человека. В течение этой фазы человек может обращаться к богу, использовать разные способы продлить жизнь по принципу: «если я сделаю это, продлит ли мне это жизнь?». В этом случае важно предоставить человеку позитивную информацию. Так, хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении. Надежда и вера в успех лечения являются спасательным кругом для тяжело больного человека.

4. Фаза депрессии. На этой стадии человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. В этот период у родственников возникает чувство вины. В этой ситуации нужно дать человеку уверенность, что в этой ситуации он не один, что за его жизнь продолжается борьба, его поддерживают и за него переживают. Можно вести разговоры в сфере духовности, веры, а также психологически поддерживать и родственников пациента.

Эта фаза также должна быть пережита, чтобы дать больному новое качество жизни. Хотелось бы пояснить, что каждая душа имеет свою «копилку боли» и, когда наносится

свежая рана, заболевают и дают о себе знать все старые. Чувства обиды и вины, раскаяния и прощения перемешиваются в психике, складываясь в смешанный комплекс, который трудно изжить. Однако как часто приговор выносит собственная совесть, которую редко удается заставить молчать или переключить на иные толкования. Тем не менее и в оплакивании себя, и в составлении завещания, в которых находят место и надежда на прощение и попытка что-то исправить, депрессивная стадия себя изживает. В страданиях происходит искупление вины.

5. Пятая стадия – это наиболее рациональная психологическая реакция, хотя до нее доходит далеко не каждый. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.

Вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что происходит в душе человека, столкнувшегося с тяжелой болезнью, и выработки оптимальной стратегии взаимодействия с ним.

Это именно тот момент качественной перестройки жизни, переоценки физических и материальных истин ради истин духовных. Смысл бытия, даже неопределяемый словами, начинает распускаться в умирающем и успокаивает его. Это как вознаграждение за проделанный «крестный» путь. Теперь человек не клянет свою судьбу, жестокость жизни. Теперь он принимает на себя ответственность за все обстоятельства болезни и своего существования. Отсюда рождаются улыбки для близких, и радость свидания, и доверие к воле судьбы.

0

2

Я согласен с  Мудровым
1.мотивационный – 25%
2.когнитивный - 35%
3.эмоциональный - 25%
4.действенный - 15%
Мне присущ страх перед начальством
Делать всё вовремя соблюдать все требования
Коллеги и друзья могут мне в этом помочь

0

3

Сергей, спасибо за ответ.

0


Вы здесь » Психология эффективной работы в медицине » Теоретический материал » Первая производственная практика